Кабардино-Балкарская Республика
Регион не найден
Версия для слабовидящих

Дефицит кадров в здравоохранении. Статья Андрея Исаева

12 марта 2025, 09:55
Статья замруководителя фракции «Единой России» в Государственной Думе, опубликованная в «Российской газете»

На прошлой неделе в Государственной Думе состоялся правительственный час о кадровом обеспечении медицинских и образовательных организаций. В нём приняли участие вице-премьер Дмитрий Чернышенко, министр здравоохранения Михаил Мурашко, министр просвещения Сергей Кравцов, министр науки и высшего образования Валерий Фальков, другие представители Правительства.

К сожалению, проблема дефицита кадров в сфере здравоохранения и образования остаётся достаточно острой. Нехватка врачей составляет 23 тысячи человек. Это меньше, чем в 2023 году (тогда не хватало 29 тысяч специалистов), но цифры всё равно довольно высокие. Что касается среднего медицинского персонала, дефицит составляет около 75 тысяч человек. Прежде всего, медиков не хватает в небольших городах и сёлах. Похожая ситуация с педагогами. Вакантны почти 19 тысяч мест, и с каждым годом это число растёт из-за старения кадров. В первую очередь нужны сельские учителя.

На правительственном часе мы как раз искали пути решения этой проблемы.

Разумеется, нам необходим детальный прогноз кадровой потребности по направлениям подготовки и по регионам. Помимо этого, надо совершенствовать распределение и согласование контрольных цифр приема студентов, обучающихся как на платной основе, так и за счёт бюджета.

Должны оперативно реагировать на новые вызовы и университеты: надо закрывать неперспективные, устаревшие программы, направлять абитуриентов на дефицитные направления, чтобы на рынок труда не выходили специалисты с невостребованным профилем.

При этом стандарты обучения должны быть едиными во всех вузах. В связи с этим по итогам правительственного часа Министерству образования и науки и Минздраву было поручено при корректировке образовательных стандартов и разработке типовых образовательных программ в сфере здравоохранения предусмотреть включение в них единых требований. А Министерству просвещения совместно с Минобрнауки поручили завершить работу по внедрению единой системы подготовки педагогических кадров во всех высших учебных заведениях, где ведётся соответствующее обучение.

Отдельный вопрос, обсуждавшийся нами, - подготовка преподавателей вузов и колледжей. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, в части среднего профессионального образования Правительство совместно с регионами работает над расширением мер поддержки для мастеров производственного обучения. Речь идет о выплатах за кураторство, о премиях лучшим педагогам, о стимулирующих надбавках и повышении квалификации в рамках федерального проекта «Профессионалитет». Такая работа ведётся в соответствии с нашими рекомендациями органам исполнительной власти по итогам прошлогоднего правительственного часа, посвящённого СПО.

Также необходимо системно заниматься повышением уровня преподавателей в высших учебных заведениях. В частности, мы рекомендовали Министерству образования и науки проработать возможность включения психологического и педагогического модуля в рамках подготовки в аспирантуре.

Наконец, мы обсудили вопрос качества повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Недавно нами был принят закон, ужесточающий требования к организациям, ведущим подготовку будущих медицинских работников. Также в феврале в Государственную Думу был внесён законопроект о дополнительном профессиональном образовании учителей исключительно по их профилю и только в государственных образовательных организациях, «Сириусе» и «Сколкове». В ближайшее время мы тоже планируем принять этот документ.

Общественная приемная